Церковь Успения пр.Богородицы в усадьбе Голицыных ""Петровское""
(к археологическим раскопкам'2004)
Усадьба "Петровское" расположена на высоком левом берегу Москва - реки в ее среднем течении.
Противоположный берег представляет собой широкую пойму с заливными
лугами. Эти места издревле были густо заселены, здесь процветало огород-
ничество, молочное хозяйство, а река в изобилии кормила рыбой. Не чужды
этому были и хозяева Петровского, которые на землях усадьбы выращивали
овощные культуры не только для нужд семьи, но значительную часть сня-
того урожая отправляли на продажу в Москву. Усадьба приносила доход.
В род Голицыных усадьба "Петровское" перешла в 1720 году после смерти ее владельца Петра Ивановича Прозоровского, дочь которого Анастасия
Петровна в 1684 году вышла замуж за князя Ивана Алексеевича Голицына.
После смерти отца, она наследовала "Петровское" и другие имения, так же перешедшие во владение Голицыных с Покровки.
Все Голицыны очень любили усадьбу "Петровское" и вкладывали в нее не только деньги, но и душу. Как пишут некоторые исследователи подмосков-
ных дворянских усадеб: ""Петровское" было не только культурным центром -
оно было усадьбой-эталоном, образцом для подражания"(1).
"Петровское" посещали многие деятели литературы и искусства и среди них такие известные как В.А. Жуковский и А.С. Грибоедов. Бывали в "Петровском" и Венценосные Особы - так 12 июля 1749 года его посетила Императрица
Елизавета Петровна и провела вечер в старинном готическом замке. В своих интересных семейных воспоминаниях моя прабабушка Софья Ни-
колаевна Голицына (рожд. Делянова) так пишет о приезде Императора Алек-
сандра Ш и Императрицы Марии Федоровны в "Петровское" весной 1886 года:
"В 11.30 часов показались Царские экипажи. Приехали Цари без свиты. Он,
Она, два сына, Николай и Георгий Александровичи и наши соседи - Сергей
Александрович с женой. Не успели они войти в дом, как попросили показать парк и знаменитую "зеленую гору" в конце большой аллеи. Понравился им там вид на реку Истра, беседка, в которой бывали Александр П с супругой и детьми, о чем свидетельствует доска с их именами. Вернувшись в дом, мы
предложили им легкий "gouter", затем они расписались в книге посетителей и уехали. Вздохнула я свободно, что все обошлось хорошо"(4).
Говоря о "Петровском", не могу не сказать несколько слов об его последнем владельце князе Александре Михайловиче Голицыне. Это был удивительный
духовно-целостный человек, всю свою жизнь радевший о пользе семье.
Еще в ранней юности его отец Михаил Федорович стал брать Сашу с собой в поездки по вотчинным землям и имениям, разбросанных по Российским гу-
берниям, постепенно готовя его к трудной деятельности управления семей-
ным хозяйством. Он был истинно русским человеком с глубокой верой в Ро-
ссию, Царя и Православие. Свое письмо-завещание к Семье он заканчивает словами: "Прощай земля (Россия), да живут сыны твои в радости, да блю-
дется мир в церквах, да прекратятся гонения нечестивых, да соделаются пра-
ведными нечестивые и грешники да принесут покаяние"(3). Я бы сказал, что
Александр Михайлович был человеком с душой подвижника:"Не себя ради".
Хочу привести здесь слова графа Сергея Дмитриевича Шереметева об Алек-сандре Михайловиче: "Один только князь Александр Михайлович принадле-
жал всецело Москве и не покидал родителей и своего родного гнезда. Это
человек весьма почтенный, образованный, богобоязненный и хозяйственн-
ый"(2). Будучи очень верующим человеком, Александр Михайлович много сил и внимания отдавал усадебной церкви в "Петровском". Он прекрасно знал все службы, часто читал на клиросе молитвы и более 50-и лет оставался ее неиз-
менным старостой.
История и судьба церкви такова. В 1684 году князь П.И. Прозоровский на
месте старой деревянной церкви начинает строить новый каменый храм с га-
лереей в своей усадьбе "Петровское", а уже в 1688 году происходит ее освяще-
ние. Об этом событии в записках А.М. Голицына приведены очень интерес-
ные сведения, которые в качестве цитаты привожу полностью: "И церковь стоит там же, лишь несколько измененная в наружном виде, и один пролом в стене, где по преданию стаивали царевны и княгиня Анастасия Петровна, су-
ществует поныне. Церковь строения князя Петра Ивановича Прозоровского, освящение совершал Патриарх Иоаким 1688 года, мая 17 дня и царь Иван
Алексеевич был с царицею и царевною Софьею, и архимандриты Чудовский,
Ново-Спасский, Богоявленский, Саввинский и Воскресенский"(3). Реликви-
ями церкви были две иконы: Тихвинской Богоматери, по преданию, царское приношение и родовая икона Спаса-Эмануила, по преданию, дар Царя Алек-
сея Михайловича князю Прозоровскому.
Церковь Успения Богородицы в "Петровском" явила собой начало нового архитектурного стиля православных храмов Московского государства, кото-
рый впоследствии получил название московского барокко. Главными прото-
типами этого стиля можно считать церкви в Филях, Уборах, Дубровицах и
Бутово(Рис1).
Внутреннее убранство церкви(Рис2) было богато и красиво. Вот что пишет об этом в своих воспоминаниях С.М. Голицын: "Там был поразитель- ной тонкости резной деревянный иконостас - и в главном храме и в приделах… Особенно богато были изукрашены золотой резьбой оба придела, в синих, обрамленных золотом медальонах находились изображения святых, над ними как бы парили золотые голуби"(5).
В ХYШ веке церковь претерпела внешние изменения: были убраны гале-
реи, растесаны проемиы окон, что сильно исказило ее облик. К правому при-
делу в стиле Empire было пристроено помещение для мраморной гробницы
князя Федора Николаевича и его старшего сына Ивана Федоровича.
Судьба церкви Успения Богородицы в "Петровском" не менее плачевна, чем судьба России после известных событий 1917 года. В судьбу церкви вмешал-
ся чей-то злой умысел и в 30-х годах ХХ столетия она была снесена до осно-
вания. Чей же это злой умысел? Ответить на этот вопрос трудно, или почти невозможно. Все же свои соображения попытаюсь изложить, но только чуть ниже.
А версий злого умысла существует две:
Первая - И.Сталин, отдыхая на бывшей Зубаловской даче, находящейся напротив Петровского на противоположном берегу Москва-реки, как-то вы-
сказался, что ему надоело смотреть на церковь - через сутки ее снесли.
Вторая - Церковь была разобрана по решению местных властей, так как в
храме они видели только строительный материал, который был необходим для латания дыр в их хозяйской деятельности.
В конце ХХ столетия, когда прекратились гонения на Православную веру
в новой России началось возрождение Церкви, стали восстанавливаться раз-
рушенные и строиться новые храмы, стали возвращаться отторгнутые церк-
ви и монастыри.
Идея восстановления церкви Успения Богородицы в "Петровском" принад-
лежит Екатерине Михайловне Перцовой, урожденной княжне Голицыной.
Я думаю, что двигателем этой идеи была та самая любовь Голицыных к сво-
ей усадьбе, к окружающей ее природе, к традициям рода и семьи.
14 октября 2000 года в день Покрова Богородицы в "Петровском" состоя-
лось первое Богослужение под открытым небом. На месте бывшего храма был установлен крест. Регулярные Богослужения начались в 2001 году, а
храмом служила армейская палатка. В 2002 году началось строительство временного деревянного храма, который через год был освящен и службы
в нем проводит настоятель Отец Сергий.
Начало регулярных Богослужений можно считать реализацией первой
части идеи Е.М. Перцовой по возрождению церкви Успения Богородицы.
Вторая часть более сложная, т.к. требует проведения пректных и изыскатель-
ских работ, а так же больших затрат сил и настойчивости в получении соот-
ветствующих положительных решений от городских властей Москвы и Кра-
сногорска.
Эту работу проводила сама Е.М. Перцова и активно помогал ей в этом ее
сын Владимир Перцов. В результате этой титанической работы, от соответ-
ствующих компетентных органов было получено разрешение на проведение
в 2004 году археологических раскопок на месте, где некогда красовалась
церковь Успения Богородицы ХYП века.
Раскопки возглавили архитектор В.А. Тимин и археолог Е.В. Морозов, а
помогали им добровольцы-энтузиасты: научные работники, студенты, по-
томки бывших хозяев Петровского и др.
Какую же цель преследовали археологические раскопки? Прежде всего,
как мне кажется, выявить наличие и состояние фундамента, т.е. определить
(в случае его наличия) способен ли он принять на себя нагрузки при повтор-
ном возведении здания церкви. Конечно, были и попутные цели: собственно
археологические, фиксация истинных размеров фундамента, классификация
находок, фотографирование и т.д. и т.д.
Не будучи специалистом в области археологии и строительной инженерии
не берусь дать какую-либо оценку по результатам проведенных раскопок.
Опираясь на внешние признаки раскопа, могу только сказать, что в основном
фундамент сохранился до глубины почти в 1,5 метра и, что белый камень, из которого был сложен цоколь здания почти полностью выбран при сносе и
разборе церкви (Рис3).
А теперь, обещанное "ниже".
После проведенных раскопок я склоняюсь ко второй версии(злой умысел
местных властей). Почему? Простое логическое рассуждение. Раз выбран был весь белый камень, значит он был необходим для строительства. Ведь
если храм был бы разрушен только по прихоти "вождя", то после его сноса
никто не стал бы возиться с "камнями", а все оставил бы на месте в виде руин.
Литературные источники:
О.И. Шевелева. "Усадьба "Петровское" во второй половине ХIХ - начале ХХвв" (Материалы YI Голицынских чтений, Б.Вяземы, 1999 год.)
Мемуары графа С.Д. Шереметева( Издательство "Индрик", Москва, 2004 г)
"Записная книга князя А.М. Голицына" 1909 г (Собственный архив).
"Воспоминания С.Н. Голицыной" 1918 г (Собственный архив).
С.М. Голицын"Записки уцелевшего"(Журнал "Наше наследие",№54,2000г)
|